(20 октября 2015) За последние годы культурно-просветительское движение кряшен качественно преобразившись стало фактором этнокультурной мобилизации представителей этого сообщества. Большая роль в этом процессе Общественной организации кряшен Татарстана, ставшей неким координирующим и консолидирующим органом для кряшен в РТ.
В сложных условиях активистам общества удалось предложить позитивную повестку развития, которая была подержанна руководством республики. Можно ли было представить всего несколько лет назад, что у кряшен появится свой государственный фольклорный ансамбль, популяризирующий кряшенский музыкальный фольклор, фестивали кряшенской песни, конкурсы красоты, музейные выставки, научный центр на базе Института истории Академии Наук РТ целенаправленно занимающийся изучением историко-культурного наследия кряшен, проведение республиканского праздника-фестиваля кряшенской культуры «Питрау»?! Все эти культурно-просветительские институты были созданы с одной главной целью – способствовать сохранению этнокультурного самосознания кряшен. Вряд ли все эти позитивные изменения были бы возможны, если бы кряшенская элита не предложила реалистическую концепцию развития, не политизируя и не впадая в крайности, проводила курс на сохранение кряшенской идентичности и самобытной культуры. Тем не менее, у этой позиции как среди кряшен, так и татар имеются оппоненты, стремящие использовать «кряшенский вопрос» как дестабилизирующий фактор внутри республики. Представители этого направления на словах ратующие за права кряшенского народа, на деле делают кряшен «разменной монетой» в своих политических играх, пытаясь создать постоянный негативный информационный фон, подвергая критике руководство общественных объединений кряшен за их «соглашательские позиции», «попытки исламизировать и отатарить кряшен» и т.д.
19 сентября в Казани в «Доме дружбы народов» состоялся научно-практический семинар, посвященный праздникам и обрядовой культуре кряшен Волго-Уральского региона. В рамках данного научного мероприятия был заслушан доклад эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова «Трансформация православного праздника Питрау в аналог Сабантуя для кряшен: этнополитический фактор», позже тезисно опубликованный им в средствах массовой информации. В докладе и последовавших после него дискуссиях Сулейманов обвинил организаторов этого фестиваля в превращении общекряшенского праздника Питрау в подобие татарского Сабантуя и нивелировании ее конфессиональной (православной) составляющей. Данная позиция не нашла отклика среди присутствовавших на семинаре ученых и представителей кряшенских культурных и общественных организаций, увидевших в высказываниях Раиса Сулейманова крайне одностороннюю трактовку и политизацию вопроса. Цель доклада и статьи Сулейманова вполне понятна – обвинение руководства Общественной организации кряшен Татарстана и Мамадышского муниципального района в «неправильной» организации праздника. Как следствие, автор выступил с концепцией переформатирования Питрау из народного кряшенского праздника-фестиваля в православный престольный праздник. Насколько обоснована критика Раиса Сулейманова? Вполне понятно, что тот формат, используемый при праздновании Питрау как фестиваля народной кряшенской культуры в современных условиях может быть единственной полноценной формой проведения этого общекряшенского форума. Схожие фестивали православных народов нашего региона: русского – Каравон, чувашского – Уяв, марийского – Семик, удмуртского – Гырон Быдтон так же имеют светский народный характер. Не сложно представить, что превращение Питрау в сугубо православный праздник, за что ратует эксперт Института национальной стратегии приведет к тому, что он уже не сможет выполнять те важные задачи, которые доселе выполнял – популяризация этнической культуры кряшен и консолидация кряшенского сообщества. А это в конечном итоге может привести к тому, что Питрау перестанет рассматриваться самими кряшенами как общекряшенский праздник. Безусловно, православие важная составляющая кряшенской идентичности и популяризация православной культуры важная задача кряшенской общественности. Но, для этого можно избрать намного более эффективные и правильные форматы, которые будут гармонично встраиваться в культурную жизнь кряшен – проведение православных фестивалей и развитие христианских праздников в кряшенских селах. Таким образом, мнение Р. Сулейманова, как впрочем, и другие предлагавшие этим автором проекты, носят явно деструктивный характер, направленные на раскол кряшен, поляризацию мнений среди кряшенской интеллигенции и как следствие повышение конфликтогенной ситуации внутри кряшенского и татарского социума.
Хотелось бы сказать несколько слов о центре изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, ставший объектом постоянных нападок со стороны Р. Сулейманова и его последователей. Главным обвинением со стороны Р. Сулейманова является, то, что сотрудники центра якобы выступают как апологеты концепции насильственной христианизации предков кряшен, работающих в целом на маргинализацию истории кряшен. Думаю, такая позиция является откровенным неуважением по отношению к труду ученых каждодневно, целенаправленно занимающихся изучением и популяризацией историко-культурного наследия кряшен. Не для кого не секрет, что в советский период история и этнография кряшен изучалась крайне слабо и не носила комплексного характера. Фактически кряшены не рассматривались как самостоятельные акторы исторического процесса. Создание специального научного центра изучающего историю и культуру кряшен и нагайбаков качественно изменило ситуацию. За последнее время сотрудниками центра было издано более сотни научных статей и десятка книг по истории, этнографии и фольклору кряшен имеющих общую позитивистскую коннотацию, организованы научные конференции и семинары, презентации, музейные выставки, проводится работа по сбору исторического и этнографического материала, готовятся к изданию первая коллективная академическая монография по истории кряшен в XVI-ХХ вв., этнографический атлас, кандидатские и докторские диссертации. Эта работа направлена на объективное изучение прошлого кряшен, вписывание богатой и самобытной истории кряшен в общую историографию многонационального населения России. Возможно, работа сотрудников центра не столь заметна, но она выполняет очень важные задачи – формирование исторического самосознания кряшен, заполнение исторических лакун в прошлом.
У кряшен есть древняя поговорка: «сила волка в зубах, сила человека в труде». Труд деятелей общественных организаций кряшен РТ многогранен, это люди ратующие за сохранение своего народа, прилагающие к этому посильные усилия. Разрушить созданное необоснованной критикой и провокациями довольно легко, созидать и создавать новое намного сложнее. Наша общая задача сохранить и приумножить те позитивные изменения происходящие в кряшенском культурно-просветительском движении, совместно продолжать развивать и популяризировать культуру кряшен.
http://tuganaylar.ru