(1 мая 2016) Кряшенская Пасха: корреспондент «БИЗНЕС Online» о том, как в Татарстане встретили праздник те, для кого Христос «терелеп торган».
Вместе с православными христианами всего мира Пасху накануне отметили и крещеные татары. Единственное, что несколько омрачает их торжество — нехватка священников. Даже при наличии церкви служба или не проводится, или идет лишь на старинном церковнославянском языке. О том, как прошел «Олы көн» (кряшенская пасха) в Мамадышском районе, где много кряшенских сел, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«ХОЧЕТСЯ ЖЕ УСЛЫШАТЬ В ЦЕРКВИ РОДНУЮ РЕЧЬ»
Пасхальная служба в храме Преподобной Ксении Римляныни, что расположена в районном центре — городе Мамадыш, думается, ничем не отличалась от всех праздничных литургий, которые проводит РПЦ в своих церквях по всему земному шару. Те же древние ритуалы, таинства и песнопения, которым уже более тысячи лет. Настоятель храма, благочинный Мамадышского района, протоиерей Димитрий Морозов поздравлял паству с самым главным праздником христианского мира. Под сводами куполов звучало традиционное «Христос Воскресе!». Люди отвечали: «Воистину Воскресе!» Вторили этому заполнившие как внутреннюю часть помещения, так и толпившиеся во дворе мужчины и женщины, которые общались между собой исключительно по-татарски. Татарская речь звучала в том числе и из уст главы районаАнатолия Иванова, который пришел в главную обитель Мамадыша поздравить верующих, послушать проповедь настоятеля. Впрочем, увидеть крещеных татар (в отличие от некоторых других представителей этой этнической группы, мамадышские не видят ничего оскорбительного, когда их называют татарами, и родным считают язык великого Тукая) на праздниках в рядах молящихся — это уже рядовое явление. По словам участвующей в торжестве в районном центреАнастасии, они приходят оттого, что не могут удовлетворить свои духовные потребности в родных селах:
«В моей родной деревне церкви нет. В соседнем селе Юкачах построили храм, но праздничной службы в этом году не будет. Говорят, священников не хватает. Один батюшка обслуживает два-три прихода. Не успевает до кряшен доехать. Даже если наша очередь подходит, служба идет на старорусском языке. Хочется же услышать в церкви родную речь. Не остается ничего делать, как ехать в райцентр. Бәйрәм (праздник) все-таки».
Священник, совершающий службу на родном языке, для кряшен исключение, а не правило, причем не только в Мамадышском районе. Как говорят в митрополии, сейчас во всем мире есть всего лишь пять-шесть храмов, где таинства и обряды ведутся по-кряшенски. При прежнем митрополите Казанском и Татарстанском Анастасии привлекали к работе настоятелей-чуваш, так как это язык тюркской группы, близкий к татарскому. Но проблему решить так и не удалось.
«ПОПА ДОЛЖНА ДАТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА, НО ОНА МОЛЧИТ»
Между тем в упомянутых собеседницей «БИЗНЕС Online» Юкачах храм в честь Казанской иконы Божией Матери был построен еще пять с хвостиком лет тому назад. Вроде как никогда не пустует. Да вот беда — постоянного священника действительно нет. По словам главы Шадчинского сельского поселения Валерия Шрыкова, у них в селе есть один паренек Иван Львов, который ходил в церковь с момента ее открытия. Посоветовавшись с прихожанами, его отправили учиться в семинарию, думали, вернется в Юкачи настоятелем, будет работать с приходом. «Ждали с нетерпением возвращения, а Ваня взял, да и женился в Казани. Супруга же ни в какую не хочет переезжать на землю предков своего суженого. Ни новый дом с коровой, который обещают, ни участок земли не прельщает, видимо, новоиспеченную пару», — говорит местный глава.
От безысходности вынуждены были обращаться к батюшке, который окормляет паству сразу трех сел. Он хоть и русский, но жена его кряшенка, поэтому иерей Василий понимает татарский, даже немного разговаривает на языке своей супруги. Пасхальную службу провести в Юкачах в этом году не смог, как он говорит, по уважительной причине. Поэтому в качестве как некой компенсации 1 мая отслужил в селе короткий молебен.
«Я служу в Юкачинском, Сокольском храме, окормляю в Дюсметьево, а также в колонии-поселении Дигитли. В этом году построили церковь в Соколках, третьего мая намечено торжественное открытие. Должен приехать митрополит Феофан. Люди пять лет ждали этого события , попросили провести праздничную литургию. Первая пасха — ну как им отказать, а по канонам я не имею права провести две литургии в один день. Поэтому решили в Юкачах совершить молебен в воскресение. К сожалению, не хватает священников для службы на родном языке, а они нужны. Сюда приезжали из Пестречинского района отец Димитрий Сизов и его брат Геннадий. Провели службу по-кряшенски, раздали книги с молитвами на татарском языке. Как этому радовались прихожане! Было бы прекрасно, если здесь появятся свои кряшенские священники, будут окормлять свой народ. Какие-то возгласы на кряшенском я знаю, но чтобы проповедовать, надо владеть языком в совершенстве. Вся надежда на молодежь», — сетует батюшка.
Ему вторит и пришедшая в церковь прихожанка Марина: «Попа должна дать администрация района, но она молчит». Кто виноват и что делать? Извечный вопрос, заданный в свое время Чернышевским, актуален для церкви Юкачей. Марине остается только эмоционально вспоминать визит в храм братьев Сизовых:
«Недавно приходили кряшенские попы, провели службу. Так все подробно рассказывали, было очень приятно и понятно. А если все понятно, тогда и люди будут ходить в церковь. Когда проповедуют по-нашему, на душе приятно. Свое — это все-таки свое. Ждем не дождемся своего священника. Может, кто из молодых захочет посвятить свою жизнь Богу».
ХРИСТОС НЕ ВХОДИТ В ДОМ, ГДЕ ТЕМНО
Молодые же выбирают светские вузы, не видят себя в рясе, хотя в обрядах участвуют не без удовольствия. Вот и после пасхальной службы, с утра, участвуют в «күкәй җыю» (сборе яиц). В Юкачах этой традиции много лет: уже с пяти утра в деревне дети группами начинают обходить дома, поздравлять односельчан. Те в свою очередь дарят крашеные яйца, конфеты, сладости. Чтобы заслужить угощение, надо поздравить хозяев с праздником Воскресения Христова, сказав громко «Христос терелеп торган!» (Христос Воскресе!) и получить ответ «Чынлап терелеп торган» (Воистину Воскресе)!
Сейчас рядом с детьми ходят их бабушки и мамы, чтобы, если понадобится, защитить чадо от уличных собак. У мамы двоих детей Вероники Абдуллиной, как видно из фамилии, супруг — мусульманин. Несмотря на это Ленар, не только разрешает, но и поощряет своих близких участвовать в сборе яиц. Обычай ведь интересный. Специально на «Олы көн» (Пасху) приехали к тёще. В доме накануне всю ночь горел свет. Оказывается, есть такое поверье, что если перед пасхой в избе будет темно, то Христос не зайдёт в гости. Нет ничего хуже, чем не впустить в дом такого знатного путника, как Иисус. Даже в старые времена, когда не было электричества, старались зажигать лучину или керосинку.
Ещё одно поверье — Христос 40 дней ходил по земле. Поэтому в течении 40 дней ничего нельзя выбрасывать из окна. Якобы можешь в Иисуса попасть по неосторожности. Что интересно во время праздника в село приходят и пожилые жители соседних татаро-мусульманских деревень. Пасха, как, говорится, объединяет все возрасты, национальности и вероисповедания. 67-летняяМария Егорова, или как здесь её называют Мәрҗиа түтәй, вместе со своей 77-летней родственницей Зоей Сафиной (вдова мусульманина), в детстве тоже ходили по домам:
— В голодное время родители разрешали христосоваться лишь с близкими людьми, не ходить к чужим. Ведь достаток был не у всех. У многих яиц даже не было. А сейчас жизнь напоминает рай, всё сейчас есть. На столе даже пирмәнкә (пельмени большого размера, которые варят кряшены в Мамадышском районе — прим. ред.) не только по праздникам.
Несмотря на то, что в доме газ, блины на пасху пекут в дровяной печи. Её специально не разобрали. Говорят, что такие блины намного вкуснее и ароматнее. Зоя Сафина в этом году не пропускала пост. Всё надо делать искренне, веря в единого Создателя, говорит она. А Всевышний всегда помогает:
— Недавно вышла ночью из церкви, думаю, как домой доберусь в соседнюю деревню? Начала уповать на Бога, около меня остановилась машина, шофер говорит: «Апа, куда едешь? Дай я тебя до дома подвезу». И довёз. Чудеса есть, если веришь совершенно искренне.
Зоя түтәй вместе с подругой любят петь национальные песни. Их особенностью является содержание. У кряшен на каждый случай жизни есть свои напевы. Исполняют их а капелло, без сопровождения музыкальных инструментов. Для Пасхи существуют свои песни, праздничного характера. Специально подобранные стихи призывают веселиться, но и не забывать о Боге. Раньше после «Олы көн» и взрослые, и дети развлекались совместно. Кто как мог. Например, устанавливали качели, в селе проходили ярмарки. Сейчас же пасхальный дух поддерживают, в основном, лишь у дети.
«ФРАНЦУЗСКИЙ БИЛЬЯРД» КРЕЩЕНЫХ ТАТАР
Главное развлечение детей — это сбор яиц. Кто быстрее наполнит свою корзину, тот и молодец. «Кукай жыю» плавно переходит в другую игру «Күкәй тәгәрәтү» (катание яиц). Здесь мальчики и девочки имеют возможность приумножить свои «трофеи». Суть игры том, что собранные крашеные яйца выстраивают в одну линию. И каждый поочерёдно, на расстоянии пяти—шести метров бросает в них по одному другое яйцо. В случае попадания оба достаются меткому стрелку. Жаркие баталии разворачиваются около церкви.
Пришедшая на пасхальный молибен местная жительница Луиза Антонова рассуждает в шутку, что французы, возможно, позаимствовали принцип игры в бильярд у крещеных татар, добавив в правила стол, сетку и кий. Кто знает, насколько верна эта историческая гипотеза, но трофеи юных юкачинцев ждёт достойная судьба. Мамы, добавив к белку и желтку зелёный лук, испекут вкусные пирожки, поедать которые будут всей семьёй ещё очень долго.
Всевозможные игры и развлечения продлятся на протяжении всей следующей недели. Её по традиции РПЦ называют Светлой седмицей. Православным не нужно грустить, необходимо радоваться. Завершатся празднования «Олы көн» в Юкачах уже 7 мая. У местных христиан есть интересный обычай, который называется «Әрәпә». Он приходится на ближайшую субботу. Всё село устремится на кладбище — поминать усопших предков. Эта традиция есть только здесь. Остальной православный мир Родительский день или Радоницу будет отмечать чуть позднее, во вторник 10 мая.