(16 марта 2017) Вечером 1 марта в клубе села Калейкино Альметьевского района некуда было яблоку упасть. Это народный фольклорный ансамбль кряшен «Кэлэем» отмечал 40-летний юбилей.
Гордостью республики назвал ансамбль «Кэлэем» председатель общественной организации ветеранов района Василий Самойлов
Круче «Бурановских бабушек»
На самом деле ансамбль родился раньше. С 1976 года он стал называться «Кэлэем», и потому биография его ведет отчет с этого года. Идея его рождения принадлежит директору клуба тех лет Александре Казаковой и школьному учителю Илье Брагину. Об этом рассказала директор Калейкинского сельского Дома культуры и руководитель ансамбля «Кэлэем» Валентина Долгова. С ней мы встретились до концерта, и, пока зрители собирались, успели вспомнить историю народного коллектива.
– Когда ансамбль только организовался, мы мечтали поехать в Казань, – говорит Валентина Ивановна. – Мечта сбылась! А действительность превзошла ожидания. В 1991 году на республиканском фестивале кряшен в Заинске мы получили звание народного коллектива. В 2000 году добрались до Москвы, где выступили на Сабантуе. Два раза были приглашены на Сабантуй в Санкт-Петербург. Были в Риге, Берлине, Карелии, на Универсиаде в Казани, завоевали гран-при Российского фестиваля кряшен… Когда в 2013 году мы впервые выступили в Санкт-Петербурге, зрители нам сказали: вы лучше «Бурановских бабушек».
Помог в становлении ансамблю директор совхоза имени Н. Токарликова Зуфар Шайдуллин. «С каким бы вопросом мы к нему ни обращались, он всегда находил, как поддержать нас», – с благодарностью вспоминает Валентина Ивановна. Сменивший его на этом посту Расим Исхаков, нынешний глава Калейкинского сельского поселения Анатолий Спиридонов и руководивший селом до него Олег Спиридонов тоже помогали и помогают ансамблю.
Ансамблем она руководит с 1991 года. Был небольшой период, когда Валентина Ивановна уходила с должности, а потом, в 2006 году, вернулась.
– В 2007 году мы отметили 30-летний юбилей, заявили о себе еще громче, о нас услышали и пригласили на фестиваль в Турцию, – вспоминает она. – За помощью – сшить новые костюмы, оплатить дорогу – обратились в «Татнефть» и получили поддержку. 15 дней мы гастролировали по Турции. Где только не побывали! На фестивале мы показали обряд Петров день с играми, песнями. В 2009 году нас пригласили на Северный Кипр. На этот раз на международный фестиваль мы повезли праздник Троицу.
Главный атрибут Троицы – береза. А берез на Кипре нет. Однако калейкинцы вышли из положения. Как? Рассказывает заместитель начальника управления культуры района Эльмира Хасанова:
– В 2009 году с ансамблем «Кэлэем» мы поехали на Кипр на Международный абрикосовый фестиваль. С нами в поездке был глава Калейкинского сельского поселения Анатолий Спиридонов. Было начало мая, и участникам фестиваля мы должны были показать Троицу. Во время обряда ветки березы украшают платочками и потом спускают по речке. А где найдешь на Кипре березу? Кругом только пальмы и кипарисы! Анатолий Николаевич не растерялся: залез на кипарис и отломил большущую ветку. Ее нарядили с песнями и танцами, как положено по обряду, потом спустились к Средиземному морю и также с песнями отправили ветку в море. Было красиво, зрелищно, необычно! Не только иностранные зрители, мы с восторгом наблюдали за действом.
Как одна семья
Сегодня в коллективе «Кэлэем» 15 участниц. Самой молодой – Венере Шуминой – 50 лет. Самой старшей – Зое Красильниковой – 70. Нина Кузнецова, Зоя Красильникова, Анастасия Тухватуллина в ансамбле с первого года его основания. Аккомпанирует солисткам баянист Мухаматнур Хусаинов.
– Мы как одна семья! – замечает Валентина Долгова. – Если бы не было такой крепкой дружбы, вряд ли бы коллектив существовал 40 лет. И я благодарна участницам ансамбля и их семьям. Без поддержки близких, их понимания трудно было бы репетировать и гастролировать.
Сама Валентина Ивановна в ансамбле с юности. Пела ее мама, папа был гармонистом, так что песня всегда звучала в доме, и любовь к ней родилась еще в детстве. В «Кэлэем» поет и сестра Валентины Ивановны – Анастасия Тухватуллина.
В репертуаре фольклорного ансамбля народные песни, песни, сопровождающие обрядовые праздники Нардуган, Петров день, Троица, Баламык и другие. Традиции праздников калейкинцы восстанавливали сами, вспоминая, как проводили их мамы и бабушки. Сегодня эти традиции они передают детям.
«Тамакса», «сурэке», «клокча»…
До концерта остается 15 минут, и я спешу в библиотеку, где готовятся к выступлению участницы ансамбля. Глаз радуется ярко-красному цвету костюмов, слух – звону монет нагрудных украшений и головных уборов.
– Нагрудная часть костюма называется «тамакса» от слова «тамак» – горло. У девушек «тамакса» состояла из двух рядов серебряных монет – это родительский капитал, – объясняет Надежда Андреева. – У женщины больше рядов с монетами. У очень богатых женщин к «тамаксе» присоединялась еще часть украшения с монетами.
Глаз радуется костюмам кряшен
Женский головной убор – «сурэке» и «клокча», прикрывающая уши, тоже с монетками. А девушки носили калфак с двухсторонней вышивкой, замечает Надежда Юпитеровна: внешняя вышивка – для глаза посторонних, а внутренняя служила оберегом.
«Арулармысыз!»
В самый разгар объяснения двери комнаты распахиваются и с приветствием «Арулармысыз!» в библиотеку заходят солистки народного ансамбля «Карендэшлэр» («Сородичи») из Набережных Челнов. Библиотека сразу наполняется гомоном, шутками, смехом.
В отличие от калейкинцев, одетых в торжественные костюмы, сородичи из Челнов в красных в клетку платьях. С расспросами, почему у коллективов разные костюмы, подхожу к самой бойкой участнице ансамбля Валентине Харитоновой.
– На нас «рабочий» костюм – платье в клеточку и фартук. А у калейкинцев – парадный костюм, – разъясняет мне гостья. – У кряшен немало песен, с которыми женщины шли на работу в поле, и такая одежда помогает создать законченный образ.
Уже приехав домой, узнала, что клетка или ромб, лежащие в основе геометрического орнамента костюма кряшен, символизируют женскую рождающую стихию. Да, каждая деталь костюма имеет значение.
…Разделить радость калейкинцев приехал и ансамбль «Аланлык» из села Федотовка Лениногорского района. Платья на них оказались старинными – из бабушкиного сундука, а «тамакса» – из настоящих монет, правда, уже нашего времени.
С песней веселее!
– Зрители любят наши песни, потому что они мелодичные, певучие, задушевные, – поделилась со мной секретом обаяния песен кряшен ветеран ансамбля Анастасия Ивановна Тухватуллина. – Песня позволяет выразить чувства, поэтому у нас есть и грустные, и веселые песни.
– У песен кряшен слова старинные, пришедшие из глубины веков. В них и история, и поучительный смысл, – поделилась мнением Любовь Игнатьева. Кстати, она и поет, и песни пишет.
– Мы сами сейчас бабушки, поэтому нам надо передать эти песни молодежи, чтобы они знали истоки кряшен, – определила миссию народных ансамблей гостья из Челнов Валентина Харитонова.
…На юбилейном концерте я увидела тех, кто через годы придет на смену «Кэлэем», кто уже сегодня познает традиции кряшен. Это молодые участницы фольклорного ансамбля «Асыл бизэк», руководит которым Валентина Исламова. Девочки из фольклорного коллектива «Таллы елгам», воспитанницы Кристины Хайбуллиной из детского ансамбля «Сюрприз»…
Ансамбль «Асыл бизек» – молодая смена «Кэлэем»
Пусть их интерес к родной культуре только растет и желание петь и радовать зрителей не иссякнет.
Лилия СЕДЕЛЬНИКОВА,
газета «Знамя труда» № 16 от 10.03.17
Фото автора