(25 февраля 2017) В 2017 году Общественная организация кряшен Татарстана отмечает 10-летний юбилей со дня основания. Однако общественное этнокультурное движение кряшен существовало и ранее. О событиях, предшествовших образованию Общественной организации кряшен в нашей республике, рассказала профессор Татьяна ДУНАЕВА.
Из кряшен – в татары
Для Советского Союза была характерна ситуация, при которой в обществе преобладали общие политические и экономические интересы, подавляющие личные этнические интересы. Тогда в стране была единая нация – советский народ. Кряшены, являющиеся православными тюрками, до 1926 года имели статус самостоятельного народа. В этом качестве они участвовали в первой всероссийской переписи 1897 года, в локальной переписи 1920 года и во всероссийской переписи 1926 года, по данным которой насчитывалось 101 тысяча кряшен. В соответствии со сталинской национальной политикой по укрупнению этносов, кряшен “явочным порядком”, т.е. не интересуясь их мнением, приписали к татарам.
Начало перестройки
Стремление татар к установлению суверенитета, а также процесс национального возрождения в конце ХХ и начале ХХI веков происходили одновременно с реисламизацией после атеистического советского периода. Татары стали ставить знак равенства между понятиями «татары» и «мусульмане». Именно тогда в составе татарской нации не осталось места православным кряшенам. В средствах массовой информации развернулась кампания по обвинению кряшен в сговоре с Москвой и подрыве целостности татарского народа. В ответ на это, 13 октября 2001 года Республиканским центром кряшен, находящимся в Набережных Челнах, была созвана конференция, где была принята Декларация о самоопределении кряшен как этноса. Тогда же радикально настроенные татарские националисты стали призывать кряшен вернуться в ислам. Некоторые ученые пытались доказать, что кряшены сформировались благодаря насильственному крещению татар в XVIII веке при архиепископе Луке Канашевиче, в лучшем случае, после взятия Казани Иваном Грозным. Кряшены пытались доказать о наличии православных тюрков и тюрков-христиан в VI, Х, ХII-ХVI веках. Доказательств, что эти христиане-тюрки являются нашими непосредственными предками мало, найти их в новых научных источниках – задача наших историков. На призыв вернуться в ислам кряшенские ученые предложили признать поликонфессиональность татарского этноса. Нас не услышали.
Только сейчас, спустя 25 лет, некоторые татарские деятели, например, депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин, заметили, что ислам повествует о наличии только одной мусульманской нации, что характерно для монолитных мусульманских арабских государств. При таком подходе к вопросу этнического самоопределения татар, мировоззренческий пласт богатого тюркского мира остается на втором плане. Это тюркское историческое прошлое объединяет татар и кряшен. Его сегодня изучают многие историки и находят христианский след среди народов так называемой Великой Степи.
Проблемы переписи
Противостояние возникло при разработке переписных категорий во Всероссийской переписи 2002 года. Желание татар оказаться по количеству населения среди этносов России на втором месте, и на первом в Татарстане, было огромным. Радикально настроенная часть татарского национального движения, в том числе ТОЦ (Татарский общественный центр), стали ратовать за единство татарской нации, призывали вернуться в ислам. Кряшены не могли идентифицировать себя с татарами-мусульманами, а самоназвание “керәшен” заменить на негативное “чукынган татар” (“крещеные татары”). Вовлеченными в противостояние оказались политические лидеры Татарстана и России, высшее православное и мусульманское духовенство, депутаты Госдумы, ученые Российской Академии наук и Академии наук Татарстана, активисты кряшенского движения Татарстана и Удмуртии. Смысл был сведен к единственному вопросу: «Кто такие кряшены, являются ли они самостоятельным народом, или частью волжских татар?»
В июле 2000 года ученые Удмуртского института языка и литературы Уральского отделения РАН провели исследование современного социального положения кряшен в Граховском районе Удмуртии. Ученые пришли к выводу: «Кряшены – высококонсолидированный этнос с плотными внутриэтническими связями и высоким уровнем национального самосознания, слабо подверженный ассимиляционным процессам и с ярко выраженным стремлением отмежеваться от татарского этноса, к которому причисляет его официальная статистика».
Летом 2001 года экспедиция кафедры этнографии исторического факультета МГУ под руководством доцента Ольги Казьминой провела этнографические исследования в местах компактного проживания кряшен Татарстана. Цель – выявление особенностей этнического самосознания кряшен. В материалах экспедиции были отмечены случаи, когда кряшенская молодежь, приезжая на учебу в Казань, стремилась не афишировать свое происхождение, большинство обследованных кряшен считали себя особым народом, подчеркивая собственное отличие от татар.
27 декабря 2001 года Госдума РФ приняла Закон «О Всероссийской переписи населения» в 2002 году. Перечень национальностей, который учитывался при составлении опросных листов, было решено оставить на утверждение правительства России. Думой были отклонены поправки татарстанских депутатов, призванные не допустить «разделения единого татарского этноса» на мишари, кряшены, сибирские и астраханские татары.
5 февраля 2002 года у помощника полномочного представителя правительства РФ в Госдуме Андрея Логинова состоялось совещание по вопросу об участии кряшен в переписи 2002 года как самостоятельного народа, где приняли участие представители Госкомстата, Института этнологии и антропологии РАН, лидер партии «Регионы России» Олег Морозов, председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Валентин Никитин, а также три депутата из Татарстана Флюра Зиятдинова, Фандас Сафиуллин, Ф. Гайнуллина. Представители кряшен на совещание не были приглашены. Татарские депутаты требовали снять кряшен с переписи, записав их татарами. Представители Института этнологии и антропологии доказывали обратное, утверждая, что кряшены – самостоятельный этнос, в отношении которого в Татарстане проводится дискриминационная политика. По результатам встречи было решено организовать комиссию, которая направится в Татарстан для исследования вопроса. Комиссия работала в Нижнекамском районе 26-28 февраля 2002 года и сделала выводы, что часть кряшен считает себя отдельной от татар общностью, а другая часть полагает, что кряшены или «крещеные татары» – это часть татарского народа.
28 февраля 2002 года президент Татарстана Минтимер Шаймиев выступил с годовым посланием на пленарной сессии Госсовета, в котором коснулся проблем предстоящей переписи. Он заявил, что в Татарстане нет ущемления по религиозному признаку, подчеркнул, что «по настоятельной просьбе верующих православных крещеных татар впервые в истории православия «Евангелие» переведено на татарский язык». Да, на татарский язык перевод сделан впервые, а на кряшенском языке Новый Завет и Псалтирь существуют уже с середины XIX века. Верующие кряшены не могли принять татарский перевод из-за обилия в нем арабизмов, терминов из Корана, непонятных и неприемлемых для кряшен из-за несоответствия представлений о некоторых религиозных догматах. Кряшены совместно с Российским Библейским обществом перевели послания апостолов и Евангелие, которое было выпущено 10 лет назад на кряшенском языке.
14 марта 2002 года на заседании Ученого совета Института этнологии и антропологии РАН обсуждалась проблема идентификации и самоидентификации кряшен. Представитель Госкомстата впервые публично заявил, что кодировка национальностей будет осуществляться по алфавитному перечню этнических наименований, а не по систематическому словарю, как того хотела татарстанская политическая и научная элита. Это обозначало, что в опросном листе кряшены будут выделены отдельной строкой, а в систематическом словаре они были бы выделены за этнонимом татары. Такое положение касалось не только кряшен, но всех более 195 народов и этнических групп, проживающих на территории РФ.
Среди отличительных признаков, определяющих человеческое сообщество, как единый этнос или этническую группу, только единство этнического самосознания, по мнению специалистов Института этнологии и антропологии РАН, не вызывает противоречий. Этот бесспорный признак ярко выражен в этнической группе кряшен.
5 апреля 2002 года состоялось расширенное заседание Ученого совета Института этнологии и антропологии РАН на тему «Обсуждение перечня национальностей для переписи населения 2002 года». В заседании приняли участие представители Госкомстата, депутаты от Татарстана Фандас Сафиуллин, Флера Зиятдинова, делегация ученых Татарстана: директор Института истории АН РТ, советник президента Рафаэль Хакимов, Дамир Исхаков, депутаты и ученые Удмуртии (Светлана Смирнова, директор Удмуртского Института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН Кузьма Куликов, руководитель республиканского Национально-культурного центра кряшен Удмуртии Владимир Рязанов), представители кряшенских организаций Татарстана – Татьяна Дунаева, Виталий Абрамов, Геннадий Макаров, Николай Григорьев, Приволжского федерального округа Александр Журавский, представители Русской православной церкви (Роман Силантьев), члены переписной комиссии ИЭА РАН (директор института Валерий Тишков, ученые Павел Пучков, З.П. Соколова, Сергей Соколовский), члены Ученого Совета ИЭА РАН. На заседании состоялся диалог трех сторон: ученых, представителей власти Российской Федерации и регионов, и представителей этнокультурных и религиозных организаций на примере кряшенской проблемы. Сообщество ученых признавало право кряшен в переписи записаться своим именем. *
К сожалению, во время переписи населения 2002 года кряшены не смогли воспользоваться плодами этой большой работы (не по их вине). Многих просто записали татарами. В результате, итоги переписи дали достаточно скромную цифру численности кряшен в Российской Федерации – всего 25 тысяч, из них в Татарстане – 18 тысяч, против 101 тысячи по данным переписи 1926 года. Можно ли предположить, что за 75 лет 75 тысяч кряшен ассимилировались среди других этносов?
Что изменилось?
Возникшая в конце ХХ века кряшенская проблема подтвердила выводы ученых, что самоидентификация этнических групп в многонациональном государстве может изменяться в зависимости от национальной политики по отношению к ним, комфортности их проживания в этой общности и социокультурной ситуации в целом. Это поняли руководители республики.
Изменение обстановки началось после встречи первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева с представителями кряшенской общественности, которая состоялась 11 апреля 2002 года. На ней обсудили вопросы социального, этнокультурного развития и сохранения этнических ценностей кряшен, об их участии в самоуправлении и властных структурах и мерах духовно-нравственного оздоровления населения. По итогам встречи был принят Протокол-поручение президента, где были поставлены задачи по улучшению социокультурной ситуации относительно кряшен.
В ходе обсуждения кряшены выразили свое желание записаться при переписи самоназванием «кряшены», не возражая против включенности их в общее число татар в качестве этнической группы, т.е. высказали мнение о своей двойной этнической принадлежности. Историк Максим Глухов назвал это соотношение «народ в народе».
На второй день после встречи с президентом перестали появляться оскорбительные для кряшен статьи в республиканской прессе, на радио и телевидении ушла любая (негативная, положительная, нейтральная) информация о кряшенах.
Летом 2002 года состоялись курсы повышения квалификации для учителей истории, отдельно для работников клубных учреждений из мест проживания кряшен, состоялся целевой набор кряшенской молодежи в Казанский государственный университет культуры искусств по специальности “Народное творчество”. Выпущено учебно-методическое пособие по истории кряшен для факультативных занятий в школах, с 3 октября 2002 года начала выходить кряшенская газета “Туганайлар” в Набережных Челнах.
«Перезагрузка»
Для преодоления разобщенности в работе кряшенских общественных организаций и для объединения усилий, 25 мая 2007 года была создана Общественная организация кряшен Республики Татарстан (ООК РТ). Её возглавил Иван Егоров, директор «Холдинговой компании «Ак Барс», его заместителем была избрана Людмила Белоусова, которая возглавила исполнительный комитет организации. ООК РТ приступила к реализации задач, заявленных в Протоколе-поручении президента.
Республиканская общественная организация кряшен признала принятое на встрече с президентом Татарстана соглашение представителей кряшенских организаций республики о том, что кряшены являются субэтносом внутри большого татарского этноса (народом в народе), и настаивает на сохранении народом своего исторического названия «керәшен», а не “крещеный татарин”, не “чукынган татар”, не “керәшен татары, не “татар керәшене”. ООК РТ считает, что этого нужно добиваться не отказом от участия во Всемирном конгрессе татар и в других крупных республиканских мероприятиях. Возникшие в конце ХХ и начале ХХI веков противоречия между татарами и кряшенами из-за этнической идентичности необходимо преодолеть цивилизованным способом, активным участием кряшен в жизни республики наряду со всеми народами, не теряя своей идентичности. Проблема создания национально-территориальной автономии в современных условиях не ставится даже самыми радикальными представителями из кряшен.
Среди выполненных «Поручений» президента можно назвать следующие.
В 2006 году организован Центр исследования истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков в составе института истории АН РТ. Недовольство кряшен вызывает название центра и национальный состав коллектива. Действительно, вместо «татар-кряшен», следовало бы оставить только «кряшен», не говорят же «татары-мишари» или «татары-типтяры», хотя они тоже являются субэтносом татар. А отсутствие кряшен в коллективе зависит от самих кряшен. Институт истории готов принять в аспирантуру кряшенскую молодежь, но желающих идти в науку по истории среди кряшенской молодежи пока нет. В советские годы так сложилось, что историю кряшен, кряшенские говоры, материальную культуру, фольклор, песни изучали, в основном, ученые из татар. Заинтересованность историей своего народа, по нашему мнению, можно воспитать путем ввода этнокультурного компонента в программы школ в населенных пунктах с преобладающим кряшенским населением. Среди таких школьников возможно нашлись бы те, кто заинтересуются историей и пойдут в вузы и аспирантуру Центра изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков, или в духовную семинарию. По итогам I Съезда православных педагогов Татарстанской метрополии, состоявшегося 1 октября 2016 года, кряшенская секция в своей резолюции поставила этот вопрос перед Министерством образования и науки РТ.
В 2008 году создан Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек». С 2009 года в этнокультурное движение пришла молодежь, которая активно участвует в жизни кряшен и Ассамблеи народов Татарстана.
Хотя в Кремлевском Эрмитаже не создана постоянная кряшенская выставка, как было записано в «Протоколе», в Художественной галерее «Хазинэ» Казанского Кремля прошли уже 2 выставки, посвященные кряшенам и нагайбакам – в 2013 и 2016 годах.
Все эти задачи стали стимулом для создания новой организации, поиска новых решений. Огромная работа, проделанная за последние годы, – тема отдельного, большого разговора.
А пока мы движемся по непроторенной тропе, как модно сейчас говорить, «к своим ценностям».
*Соколовский С.В. Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002 года. — 2-е изд. /Ин-т этнологии и антропологии РАН. — Набережные Челны, 2009. — 248 с.