(3 января 2018) С какими результатами подводит черту в уходящем году коллектив Государственного фольклорного ансамбля кряшен «Бермянчек»? Что ждет любителей кряшенского фольклора в новом году? Об этом рассказал директор ансамбля Артур Поляков и художественный руководитель Эльмирай Кашапова.
– Артур Владимирович, какими событиями был ознаменован для “Бермянчек” 2017-й год?
– Уходящий год стал “подготовительным” в преддверии десятого юбилейного сезона, который мы отметим в предстоящем году. Мы пытались сконцентрироваться на объединении программ, лучшие номера показывали в республике и регионах страны. В этом году совершили поездку в Болгарию, для участия в 45-ом международном фольклорном фестивале. Для коллектива это определенный опыт: для новичков – это вхождение в коллектив, испытание себя в новых условиях, а для тех, кто работает давно – это возможность понять, что фольклор кряшен оценивают зарубежом на высоком уровне.
Год был богат на награды: Оксана Дмитриева стала заслуженной артисткой Татарстана, благодарственным письмом Президента республики награждена художественный руководитель Эльмира Кашапова, нагрудные знаки Министерства культуры РТ получили Марина Карпова, которая теперь выбрала сольную карьеру, а также артист балета Руслан Насыров. Мы ежегодно получаем грант Президента Республики Татарстан. На средства гранта мы приобретаем музыкальные инструменты, костюмы, осуществляем гастрольную деятельность.
Весь год мы тесно сотрудничали с Общественной организацией кряшен Татарстана, с Холдинговой компанией “Ак Барс”, Творческим объединением “Ак Барс Арт”. С ними мы работаем на значимых мероприятиях республиканского уровня. Также мы сотрудничаем с Татарстанской митрополией. Они ежегодно приглашают нас на Рождественскую елку, и в наступающем году мы будем выступать там. Активно работаем в рамках программ Министерства культуры республики.
К нам приходят новые артисты. Девушки, которые проработали несколько лет, постепенно выходят замуж, уходят в декретный отпуск, на их место приходят новые не менее талантливые артистки. Они быстро вливаются в коллектив, быстро усваивают программу и с большим удовольствием работают в нашем ансамбле. В целом, мы в процессе становления, в поиске новых идей и решений. Мы как единая семья. Все силы отдаем на развитие ансамбля.
– Что не получилось осуществить?
– Мы планировали, что откроем сезон в новом здании, но, к сожалению, из-за отсутствия финансов, это не получилось. Надеемся, что на следующий год, к 10-летию ансамбля, у нас наконец-то появится свой дом.
– Эльмира Вафичевна, открытие девятого сезона получило неоднозначную оценку в культурной среде Татарстана. Вызвал вопросы нагайбакский блок, новые приемы обработки фольклорного материала…
– Хочу напомнить, что Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек» был создан для того, чтобы возрождать и пропагандировать традиционную культуру кряшен. Нагайбаки вышли из кряшен. Кто, как не ансамбль «Бермянчек», будет пропагандировать их культуру? Это отдаленный от Татарстана район, их до сегодняшнего дня практически никто не знал. Если Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан нагайбакский танец отплясывает в тюбетейках – о какой пропаганде культуры может идти речь? Это приводит к формированию мнения, что нагайбаки – это татары. Мы должны петь, возрождать традиции тех кряшен, которые живут не только в Татарстане, но и за пределами республики. Те люди, которые критически отнеслись к нагайбакскому блоку, может быть, не поняли сути. В целом, по отзывам, эта программа оказалась довольно сильной, потому что песни исполнялись именно в той традиции, можно сказать, что мы возродили их культуру.
Были замечания и по второму отделению. Мы – молодой ансамбль, нам нужно экспериментировать. Ведь к нам должен приходить не только пожилой зритель. Мы хотим видеть и молодежь. А как затащить молодое поколение, если они смотрят на фольклор как на неинтересные деревенские песни и танцы? Поэтому, у меня возникла идея сделать рок-обработки, совместить этническое пение и рок – такие разные жанры! Мы дружим с мордовским государственным ансамблем «Торама». Они поют этнические мордовские песни в джазовых обработках, с симфоническим оркестром. А чем мы хуже? Мы такой же шикарный коллектив, такой же государственный ансамбль, мы должны пропагандировать культуру в разных направлениях. Если критикуют, значит ансамбль чего-то стоит, мы идем по правильному пути.
– Многих удивило появление волынки, – добавляет Артур Поляков. – Кому-то понравилось, кто-то раскритиковал. Волынка – старинный инструмент. И кряшены играли на волынке, только называли её «шыбыр». Геннадий Макаров об этом писал в своих статьях. Её еще называли «куаклы сорнай». Поэтому мы взяли инструмент на вооружение. Получился художественно хороший номер. Думаю, в перспективе будем использовать и другие этнические, народные, может быть, кем-то уже позабытые инструменты. Мы экспериментируем, ищем новые направления, готовим новые номера, стараемся быть неоднообразными.
Эльмира Кашапова:
– Видео номера с волынкой я отправила своему другу в Германию. Он был в восторге, сказал, что в Европе сейчас особый интерес к смешению этно, фолк и рок-направлений. Если сделать целый концерт в этом стиле, можно стать звездами в Европе.
– Недавно вы вернулись с гастролей из Челябинской области. Как прошли концерты в гостях у сородичей?
– Поездка в Челябинскую область была организована в связи с юбилейными мероприятиями в Нагайбакском районе – 90-летием образования района, 175-летием образования казачьих посёлков, – говорит директор ансамбля. – Мы выступили в Фершампенуазе, Париже, Остроленке, Касселе. Учитывая юбилейные даты, мы посвятили нагайбакской культуре первое отделение нашего концерта в Казани.
– Когда мы приехали в Нагайбакский район, нас ожидала очень теплая встреча, – делится впечатлениями Эльмира Вафичевна. – Кряшенские песни и танцы зрители воспринимали с умилением. Но когда зазвучали нагайбакские напевы, многие начали плакать, некоторые подпевать. Они подходили после концерта и говорили: «Как вам удалось нашу культуру исполнить так, как мы пели?» Прежде чем исполнять ту или иную песню, мы слушали информаторов, записи с их песнями, а потом переводили в ноты. Мы научились у них самих. Получилось, что мы привезли им обратно часть души нагайбаков. Я считаю, что мы сделали им уникальный подарок к новому году. Зрители пишут свои восторженные отзывы в социальных сетях. Они до сих пор находятся под впечатлением от нашего выступления.
«Давно не получала удовольствия, сидя в зрительном зале. Эмоции переполняли душу, настолько высок профессиональный уровень ансамбля, настолько грамотно была простроена программа. Поражали своей красотой и энергетикой хореографические номера, завораживало зал инструментальное исполнение, а песни не просто пелись, они лились из души вокалистов, даже не знающие языка люди понимали каждое слово. А уж когда в зале зазвучали нагайбакские песни – зал замер, было такое чувство, что люди даже дышать перестали. С особым трепетом зал реагировал на появление на сцене Юлии Савельевой-Туктаревой. Думаю, чувство гордости за свою землячку испытывал каждый сидящий в зале. Спасибо огромное артистам за их мастерство, руководителям ансамбля за праздник, который они подарили людям!» – написала Светлана Юскина из поселка Остроленский.
Особо стоит отметить, как нагайбаки воспринимали свою землячку Юлию Савельеву (Туктареву). Юлия признавалась, что во время выступления еле сдерживала слезы. Она пела на своей земле, свои песни, которые сама записала в экспедициях. Выступая в Париже, видя плачущих зрителей, еле сдерживая слёзы допела песню, и расплакалась уже за сценой.
После одного из концертов подошла женщина с вопросом, откуда мы знаем песню «Дунай». Эту песню нам в свое время дал фольклорист Геннадий Макаров. Эта женщина попросила написать ей слова песни, рассказав, что ее родственница, уже пожилая женщина, слышала её в своем детстве. С тех пор слова позабылись, а мелодия осталась в душе, и последние годы она мечтала вновь услышать эту песню.
– С какими планами вы входите в новый год?
– Главное событие предстоящего года – открытие юбилейного десятого сезона, – говорит Эльмира Кашапова. – За десять лет нами накоплен огромный багаж, ансамбль поднялся на высокий уровень, у нас есть свои поклонники, зрители, критики. Этот сезон мы откроем лучшими номерами, поставленными за эти десять лет. Есть песни, танцы, оркестровые номера, которые считаются золотым фондом ансамбля “Бермянчек”. Тот факт, что самодеятельные коллективы используют в своем творчестве наши песни, говорит о том, что на нас равняются, мы идем по правильному пути.
Артур Поляков:
– Конечно, основную часть нашей деятельности будут составлять гастроли. Есть большое желание покорить Москву. Мы запланировали поездку в столицу на следующий год. Собираемся провести второй фестиваль православного искусства “Изге бәрмәнчек бакчасы” в Свияжске 20 мая.
Пользуясь случаем, от имени всего дружного коллектива ансамбля “Бермянчек” хотим поздравить читателей “Туганайлар” с Новым годом и Рождеством! Желаем всем здоровья в новом году, почаще улыбаться, чтобы все невзгоды остались в уходящем году, а впереди ждали только счастливые моменты. Желаем, чтобы у газеты “Туганайлар” было много читателей, а у ансамбля “Бермянчек” было больше зрителей на концертах!