(4 апреля 2018) Театр оказывает большое влияние на духовно-нравственный облик общества. Он образно отображает жизнь, воспитывает чувства, отношение к явлениям и событиям, моделирует манеру поведения в различных ситуациях. В книге «История и культура татар-кряшен (XVI-XX вв.)» дан ответ вопросу «А был ли Кряшенский театр?».
В период Гражданской войны практически все ведущие актеры Казани, Уфы, Оренбурга, Астрахани принимали участие в деятельности фронтовых бригад. Театральные деятели свой гражданский долг видели в демонстрации агитпьес воинам Красной армии. Популярностью пользовались пьесы Ф.Шиллера «Разбойники» и «Коварство и любовь», драмы «Первый шаг» Ш.Усманова и «Новые люди» Г.Ибрагимова, также пьесы Г.Кулахметова «Две мысли» («Красное и черное») и «Молодая жизнь» и др.
В этот же период возникает Кряшенский советский передвижной театр, функционировавший с 1918 года по 1922 год. Он сыграл важную роль в освещении истории и культуры, образа жизни и быта кряшен того периода. Его главным режиссером в 1920 году являлся Захар Николаевич Данилов. В постановке спектаклей Кряшенского передвижного театра участвовала Дарья Семеновна Аппакова.
Несмотря на трудности тех лет, актеры старались ознакомить кряшенское население с актуальными произведениями, проблемами и событиями своего времени – выезжали в разные города и села. Вероятно, помимо передовых на тот момент литературных произведений и спектаклей, в репертуар данного театра были включены и пьесы из жизни кряшен, написанными как известными кряшенскими поэтами и писателями, так и любителями.
С 1920 года по 1940-е годы были изданы следующие пьесы и исценировки: Саврушевский Д.Г. «Театральные пьесы» (Казань, 1920); Курочкин Ю. «Письмо хазрата. Пьеса в 3 действиях (из жизни строительства колхоза)» (Казань, 1930); Кавалинский Ф. «Знаменитые (инсценировка). – Колхозная сцена» (Казань, 1935); Митрофанов Ф. «Богач Кирилла. В 3 актах. Пьеса из 4 картин. Из жизни кряшен (1918-1919)» (Казань, 1931); Кавалинский Ф. «Сенокос. Родина. – Эстрада» (Казань, 1939); Кавалинский Ф. «Портфель – Короткие пьесы» (Казань, 1940); Аппакова Д.С. «Находчивый юноша» (1943 или 1945, постановка Театра имени Г.Камала, Казань), «Шурале» (1944); «Колыбельная» (1946); «Колыбельная песня» (1946 или 1949, постановка татарской труппа ТЮЗа, Казань), «Ильдус» (1947 или 1949 постановка татарской труппа ТЮЗа, Казань, 1950) и др.
С 1920 года, когда положение на фронтах стабилизировалось, и победа Красной Армии стала очевидной, актеры, которые разъехались по всем уголкам Советской России, постепенно возвращались в Казань. В последующем разрозненным актерским труппам и актерам-одиночкам предстояли оседлая жизнь и строительство нового театра, с иными принципами творчества, чем это предполагала фронтовая жизнь.