Десятиклассницы из Нижнекамского района Василя Бадгиева и Зарина Мурадымова рассказали об уникальности кряшенского костюма на всеройссийском конкурсе «Расскажи миру о своей Родине».
Девочки живут в Нижнекамске. На конкурс они представили работу о кряшенском национальном костюме под руководством Алевтины Даутовой и Эльзы Бадгиевой. Героиней их исследования стала Екатерина Стрелкова.
«Традиционная одежда кряшенки – результат сложного и длительного исторического процесса. Мы изучали исторические справки из разных источников, но считали, что изучения недостаточно. Мы искали человека, который мог бы рассказать нам о национальных костюмах кряшен. И, наконец, мы познакомились со Екатериной Стрелковой.
Екатерина Николаевна рассказала нам, как одевалась она, ее сестры, мать и все ее окружение в молодости, и что кряшенская одежда девушек значительно отличалась от одежды молодых, замужних и пожилых женщин.
В отличие от женщин, девушки имели одну косу и носили платок. Единственным украшением девушки был «тамакса».
Период девичества был очень коротким. Родители пытались женить семнадцати- или восемнадцатилетних девушек, когда порядочный парень просил руки их дочери.
После свадьбы, перед тем, как войти в дом мужа, опекун молодоженов «кайтлин» привязала свою «суреке» к юной невестке.
Сначала волосы молодой невестки заплетали в две косы и закрепляли на затылке. Существовал специальный головной убор «меленчек» — тканевый колпак, лобная часть которого была прямоугольной и жесткой. Женщина не снимала его даже во сне. До рождения первого ребенка этот головной убор должна была носить невестка. Через год женщина могла снять с невестки головной убор.
Это был не отдельный головной убор, а лишь его часть. Под «суреке» находилось «чигече», имевшее два «крыла» и закрывавшее уши, обычно они украшались монетами.
«Суреке» вышивали специальной серебряной нитью «ука». По рассказам Екатерины Николаевны, мастерицы вышивания суреке были редкостью.
Мы выяснили, что головные уборы различались по социальному положению женщин, а вот в верхней одежде особой разницы не было. Аналогичного кроя изготавливались платья-фартуки.
Так, по словам Екатерины Николаевны, все украшения были из чистого серебра. Это свидетельствовало о богатстве семьи. Кто не мог позволить себе такие дорогие украшения из серебра, имитировал их оловом».