Традиционная одежда кряшен, хотя в целом и включала в себя общетюркские элементы, но имела множество самобытных особенностей.
В ее покрое, оформлении, способах ношения еще до недавнего времени можно было наблюдать ряд старинных черт и локальных различий. Еще во второй половине ХIХ в. основная масса сельского населения носила одежду, сшитую, из тканей домашнего производства. Нижнюю одежду целиком шили из холста и пестряди. С конца ХIХ века в кряшенскую деревню интенсивно проникают фабричные ткани.
Средняя, особенно зажиточная, часть кряшен для пошива праздничной и выходной одежды приобретала сатин, шевиот и другие ткани. Эта одежда отличалась наличием большого количества украшений из серебра, бисера, позумента. Основной частью как женской так и мужской одежды были рубаха и штаны. Наиболее древней и распространенной являлась рубаха, имеющая туникообразный покрой (мужская и женская отличалась только длиной и шириной). В старину рубаху этого типа шили из белого холста, но к 30-м гг. она сохранялась лишь в единичных селениях, например, в Восточном Закамье, где белые рубахи старого покроя носили в дни поминок. Край рукавов, грудной вырез и подол белых холщовых рубах украшали вышивкой.
Непременным атрибутом таких рубах были пояса — плетеные, вязаные или плотнотканые с кисточками на концах. Второй тип рубахи — с отрезной талией — носили только женщины. Он отличался от первого и оформлением. Прежде всего грудной вырез украшался изү — дугобразно нашитой полоской из ситца, позумента, кружев. На верхнюю часть подола, а иногда и по его нижнему краю нашивали оборки, которые украшались лентами, кружевами и узорами.
Под рубахами замужние женщины носили нагрудник, украшенный тамбурной вышивкой. Неотъемлемую часть костюма мужчин и женщин составляли передники (алжапкыч) с грудкой и без. Подол передника полностью покрывал бока. Девичьи передники из пестряди и сатина украшались аппликацией из цветных лент и кружев. Разнообразна была верхняя одежда. Поверх рубахи с передником надевался безрукавный камзол, который носили как мужчины, так и женщины. Но к концу ХIХ в. камзол становится праздничной одеждой только девушек и молодых женщин. По покрою камзолы имели приталенную форму. Такая одежда имелась не только у татар, но и у башкир, казахов. Праздничные камзолы, особенно девичьи, по подолу, краям бортов, ворота и проймам рукавов украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента. Подкладка камзолов была из легких тканей или пестряди. особенно ценились камзолы с подкладкой из меха лисьих лапок.
Характерной летней одеждой девушек и молодых женщин являлись зиляны . В прошлом зиляны носили и мужчины. Наиболее старинной формой зилянов были сшитые с прямой спинкой. Их шили из белого холста, с прямыми рукавами, без воротника, карманов, застежек и завязок. Были и другого типа, со стоячими вортниками, приталенные и с оборками. Концы рукавов, края ворота украшались краской шерстяной вышивкой гладью. Зиляны шились из черных фабричных тканей с подкладкой. Мужские и женские зиляны отличались количеством клиньев ниже талии. Наиболее распространенной верхней одеждой мужчин являлся казакин, подобие зипунов русского покроя. Кроме того в весенне-осенний период носили чикмени, также известные русскому крестьянину.
Женские чикмени, особенно в Восточном Закамье, по краям бортов, ворота, подола и рукавов отделывались полоской черного плиса или бархата. Другим видом суконной верхней одежды женщин являлся армяк. Его шили из черного сукна, он имел приталенный силуэт, с оборками сзади (бермэле эрмэк). Укороченная форма этой одежды в Западном Прикамье называлась манарка. В последние годы перед коллективизацией она шилась исключительно из фабричных тканей.
Зимней одеждой мужчин и женщин служили бишметы, шyбы , полушубки и тулупы. Последние были дополнительной накидкой поверх основной одежды во время поездок за пределы деревни на лошадях. Шубы (тун) чаще были укороченными до колен (пинджак, тужурка), судя по названиям фасоны были заимствованы у русских. В последующие годы и нижняя и верхняя одежды кряшен, как и у других народов, подгонялись под «городской манер».
Из книги кряшеноведа Максима Глухова «Tatarica.Энциклопедия»
Фотографии: Кряшены в объективе народного учителя Ивана Зеленова. Фотографии хранятся в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук в Кунсткамере.
1. Девушка и девочки в повседневных костюмах. Кряшены. Удмуртия, деревня Грахово (Вятская губерния). Начало XX века.
2. Девушка в праздничном костюме. Кряшены. Удмуртия, деревня Грахово (Вятская губерния). Начало XX века.
3. Замужние женщины в повседневных костюмах. Кряшены. Татарстан, Елабужский район, деревня Умяк (Вятская губерния). Начало XX века.
4. Замужняя женщина в праздничном костюме. Кряшены. Удмуртия, деревня Грахово (Вятская губерния). Начало XX века.
5. Девушки в повседневных костюмах. Кряшены. Удмуртия, деревня Грахово (Вятская губерния). Начало XX века.
6. Замужняя женщина с ребенком в повседневном костюме. Кряшены. Татарстан, Елабужский район, деревня Умяк д. (Елабужский уезд). Начало XX века.
7. Замужняя женщина в традиционном головном уборе и праздничных украшениях. Кряшены. Татарстан, Елабужский район, деревня Умяк (Вятская губерния). Начало XX века.
Информационный центр ДДНТ,
по материалам сообщества КРЯШЕНЫ МОСКВЫ