(3 мая 2021) Заказанские кряшены – одна из самых многочисленных групп кряшен. По архивным данным, является древнейшей.
Заказанские кряшены являются наиболее древней группой. Например, деревни Шеморбаш, Ташкирмень, Янцевары, Нырсывары упоминаются в писцовых и межевых книгах 1603 года.
К заказанским относятся кряшены, проживающие исконно на территории Рыбно-Слободского, Пестречинского, Кукморского, Мамадышского, Лаишевского, Тюлячинского, Арского районов.
Исследователи выделяют семь подговоров заказанских кряшен: пришошминский, примешинский, ташкирменский, прикамский, пакшинский, вятский и кукморский. Например, в примешинском подговоре встречается слово «марака» — литературное «кысла» рак, ташкирменском подговоре – слово «гомбакты» — литературное «конбагыщ» подсолнух, в пакшинском подговоре привычное для всех «урсэти» крестный отец называют «этей агай».
- Примешинский подговор – деревни Янцевары, Нырсовары, Толкияз, Кибячи, Ковали, Альвидино, Колкомерка, Кряш-Серда, Иксуар, Крещеные Казыли.
- Ташкирменский подговор – деревня Ташкирмень.
- Пришошминский подговор – деревни Биктяшево, Дурга, Старая Ципья, Село-Чура, Малая Чура, Поршур, Нусла.
- Прикамский подговор – деревни Никифорово, Владимирово, Большой Арташ, Верхний и Нижний Арняш, Албаево, Урманчеево, Кулущи, Большой, Средний и Малый Маляшки, Шеморбаш, Уреево-Челны, Алан-Полян, Иванаево, Субаш, Старый Карабаян, Тямти.
- Пакшинский подговор – деревня Крещеный Пакшин. По преданию, в это село жители переселились из Чистопольского района. У населения распространены, в основном, три фамилии: Минкины, Минкашевы, Мальцевы.
- Вятский подговор – деревни Старое и Новое Мочалкино, Дюсьметьево, Кряш- Ерыкса, Васильево, Зюри.
- Кукморский подговор – деревни Ошторма-Юмья, Сардаусь, Урясбаш, Нижний Уряс.
Заказанские кряшены и кряшены Нижнего Прикамья называют дни недели так: душэмбе (понедельник), шишэмбе (вторник), шэршэмбе (среда), атна кич (четверг), татар атнасы (пятница), атна арты (суббота), атна кон (воскресенье).
В говоре заказанских кряшен женское нагрудное украшение «муйтомар» именуется словом «кэсилэ» или «кэситэ». Слово «сакал» — нагрудник, сплошь обшитый монетами, характерное для елабужского подговора, зафиксировано в деревнях Крещеный Пакшин, Урясьбаш, Дюсьметьево. В большинстве деревень Заказанья в этом значении употребляется слово изу, тушлек.
Расшитый черной шелковой двусторонней вышивкой платок «тугэрэк жаулык» особенно характерен для заказанской группы кряшен. Ближайший его аналог – свадебный платок «сюлык» южной группы удмуртов.
Говор заказанских кряшен лег в основу церковно-кряшенского языка. В нем имеются все те особенности, которые без особых затруднений понимают кряшены других групп.
Сподвижник «апостола кряшен» Николая Ильминского Василий Тимофеев, бывший из заказанских кряшен, как природный носитель языка помогал Ильминскому в переводческой деятельности.
Подробнее в «Туганайлар»