(29 января 2017) 10 января в Казани прошла презентация фильма московского режиссера Натальи Гудылиной «Божий народ – кряшены».
Показ фильма состоялся в Доме дружбы народов Татарстана. На встречу с авторами фильма пришли представители кряшенского духовенства, активисты кряшенского этнокультурного движения, видные деятели науки, культуры и искусства из кряшен.
«Что за удивительные люди?»
В начале встречи Наталья Гудылина рассказала о предыстории появления этого фильма, призналась в своей любви к кряшенам, отметив, что вложила в создание фильма всю душу. Впервые Наталья Анатольевна познакомилась с кряшенами в 2010 году. Тогда Наталью и ее мужа – Виктора Медведского (оператора) в Татарстан пригласил священник Павел Чурашов для съемок фильма о фестивале колокольного звона «Алексеевские перезвоны», который проходит ежегодно, начиная с 2002 года и ставит своей целью сохранять и развивать искусство православного колокольного звона как нематериального культурного наследия России. «Всё началось с этого фильма, с отца Павла, – рассказала в интервью газете «Туганайлар» Наталья Гудылина. – Я увидела, что делает этот потрясающий человек. И тогда я задала ему вопрос: «Кто Вы?» Впервые услышав слово «кряшен», подумала: «Что же это за люди такие удивительные?» Я увидела, какая любовь идет через этого человека! Какая великая сила любви и веры! Узнав, как много он сделал, мы постарались отразить это в фильме «Алексеевская летопись». Тогда очень хотелось снять фильм и о его отце – священнике Михаиле Чурашове. Он был еще жив, но мы не успели это сделать, к сожалению. Спустя несколько лет мы обратились к отцу Павлу, чтобы снять фильм о кряшенах. Потому что было ощущение некоего долга – я настолько полюбила этот народ, что захотелось всем рассказать об этом».
«Граница между Европой и Азией проходит через сердца кряшен»
Фильм «Божий народ – кряшены» повествует о том, какое место в жизни кряшенского народа занимает православие. В нем есть личные истории о своем пути к вере, к осознанию себя частью целого народа, исторические комментарии, интервью с благочинным кряшенских приходов Татарстана протоиереем Павлом Павловым.
Работа Натальи Гудылиной вызвала большой восторг у пришедших на презентацию зрителей. Во время обсуждения фильма каждый выступающий высказывал автору искренние слова благодарности, отмечая, что она, как никто другой, смогла прочувствовать душу кряшен.
Свое мнение по поводу фильма высказала и профессор Татьяна Дунаева: «Вы представили материал, основанный, прежде всего, на православии кряшен. Православие действительно очень много значит для нас. Но, если переходить на философский уровень, я считаю, что кряшены находятся между Европой и Азией, и именно через их сердца и души проходит граница. Потому что кряшены по происхождению тюрки, а по вере – православные. И если бы не особенное, детское и доброе восприятие мира, они бы не сохранились, потому что было влияние с обеих сторон. Сказано, что в источниках кряшены впервые упоминаются в 1864 году. Но имеются данные, что христиане-тюрки были уже в VI веке. История еще до конца не исследовала вопрос происхождения кряшен. Поэтому выскажу пожелание, чтобы в следующих фильмах на кряшенскую тему прошла эта мысль».
Также было высказано пожелание, чтобы у этого фильма было продолжение, но уже в других тематических ракурсах – история, традиционная культура, современная культура и т.д. Кряшенская общественность выразила свою готовность к дальнейшему сотрудничеству.
Презентации фильма «Божий народ – кряшены» прошли в Нижнекамске, селе Большие Аты Нижнекамского района, в Заинске, Чистополе, Мамадыше, в дереве Субаш Тюлячинского района, в Село-Чура Кукморского района, в Кряш-Серде Пестричинского района, в селе Иванаево Рыбно-Слободского района, в Красном Баране и Набережных Челнах.
Стоит отметить, что данный проект был осуществлен полностью на безвозмездной основе.
Как на Кубе!
– Кряшен можно представить очень широко. Если мы найдем финансирование, есть возможность сделать цикл передач о кряшенах на телеканале «Союз», где можно было бы отразить этнографию, современное состояние, искусство кряшен, – делится размышлениями автор фильма.
– Мне пришлось много ездить по миру, видеть много людей, разные культуры. Мы с мужем на машине объездили Европу несколько раз. Но любимая страна – это Куба! Она потрясла меня тем, что люди там улыбаются на улицах. Ни в одной стране мира этого нет! Они живут одной семьей – вот в чем их счастье! Я считаю, что Татарстан может стать примером такого же братского единения народов, где каждый чувствует себя равным! Ведь на Кубе не просто национальностей столько же, сколько и в Татарстане, там расы разные! Мудрый и любящий свою страну Фидель Кастро (Царство ему небесное!) и Правительство Кубы объединили людей в одну семью. Думаю, что это нужно делать и в Татарстане. Это был бы замечательный пример не только для России, но и для всего мира!
Документальное кино – язык современного мира
Наталья Гудылина рассказала о своих профессиональных интересах:
– Я ученый – культуролог, кандидат философских наук, доцент, окончила философский факультет Ленинградского университета. После окончания аспирантуры и защиты диссертации меня пригласили преподавать на вновь создаваемую кафедру мировой художественной культуры в Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена. Здесь я приняла участие в создании учебного предмета «мировая художественная культура» для ВУЗов. Этот курс читался на некоторых факультетах в течение 4 лет обучения. Я вела весь курс подряд — с древнейших времен до конца ХХ века, пытаясь через историю культуры раскрывать студентам смыслополагание человеческой жизни, духовные основы Бытия. Потом меня пригласили в Москву преподавать этот курс на Высших режиссерских курсах. Там я преподавала и училась одновременно. Еще во время работы в Петербурге мечтала заниматься кино, потому что понимала, что визуальный язык — это язык современного мира, который понятен без перевода. Сейчас уже мало кто читает – все смотрят. Сегодня моя задача говорить на этом языке о мире, любви, взаимопонимании и содружестве. Документальное кино для меня интереснее художественного, потому что жизнь гораздо богаче любых придуманных историй.
Нельзя плевать в могилы своих предков!
– Для нас фильм «Божий народ – кряшены» был обычной работой. И то, что здесь он вызвал такой отклик, это очень здорово! – говорит режиссер. – Зачем современному миру нужно православие? Я много думала об этом. О том, что человечество всегда знало о Боге, свидетельствует вся история мировой культуры. Но как может человек познать Бога, которого нельзя увидеть и даже представить? И совершилась великая милость! Бог послал на Землю Своего Единородного Сына Иисуса Христа, чтобы люди смогли узнать Бога через Его Сына-Человека. Бог воплотился, чтобы человек узнал Бога, увидел и принял Его, безгрешного, любящего, прощающего. Через Иисуса Христа человек обрел спасение. Поэтому смысл нашей веры – преображение человеческой души, ее обожение. Православие призвано к тому, чтобы излечивать раны человеческой души, лечить агрессию, потому что агрессия – это болезнь души.
Но у нас есть и древнее наследие, которое называют язычеством (хотя этот термин не совсем правильный). Это огромный пласт культуры наших предков. Разве мы можем плевать в их могилы? Наши предки так жили, они так видели мир, они жили в полной гармонии с природой! Неизвестно, когда еще мы придем к тому, чем они обладали. Они обожествляли природу, не могли на землю плюнуть, ведь земля – святая, не могли вылить грязную воду в источник или реку – потому что нельзя осквернять божественную природу. Большое количество имен языческих богов — это обожествленные силы природы. Вы представляете, в какой гармонии с природой и миром жили наши предки? Разве они были глупее нас? А потом человечество объявило, что природа – это мастерская, а человек в ней – хозяин. Вот это – тупик! Что мы сегодня получили? Экологическая катастрофа, несказанная грязь в наших городах и селах… А если бы мы жили хотя бы на тысячную долю так, как наши предки, разве мы могли бы так загрязнить и изуродовать нашу землю? Поэтому языческий пласт – это величайшее достояние нашей культуры. Нужно к этому возвращаться, понимая, что к природе нужно относиться как к храму, а не как к мастерской. Кряшены сохранили эту культуру общения с природой. И важно то, что мощнейшая составляющая природы сплетается с второй составляющей – православной верой. Гармония человеческой души – это единение с Богом и природой. Кряшены дают возможность увидеть это в реальности. Они несут это до сих пор, а Россия утратила это трепетное отношение к природе. Думаю, что с таким отношением к природе не нужно бороться, к этому нужно возвращаться, потому что там такие ценности, о которых нам сегодня стоит думать. Гармония с природой – это главная ценность, для того, чтобы человек сегодня выжил как вид. У кряшен до сих пор сохранилась мощная обрядовая культура поклонения природе, поэтому эта тема интересна мне как культурологу.
Нельзя терять связь с Богом
– Люди посмотрели, всем фильм понравился, но… Народ спит. Я считаю, что все на Земле происходит по воле Божьей. Что произошло с кряшенами? Почему после 1926 года их перестали считать отдельным народом? Начну с темы революции 1917 года – если бы Россия сохранилась как империя, и кряшены были бы на своем месте. Была очень мощная духовная проблема. Россия утратила связь с Богом, с высшими силами. Когда я спрашивала одного святого старца: «Почему произошла революция?» Он ответил: «Господу угодно было, чтобы православие пошло по всему миру». Благодаря революции, так и получилось. То, что мы представляем, как величайшую трагедию, оказалось великим благом. Вера православная распространилась благодаря нашей зарубежной церкви по всему миру. И кряшены, точно так же, утратили связь с Богом. Только Бог хранит народ. Сегодня много споров об истории и происхождении кряшен. Есть мнение, что слово «кряшен» — производное от «керечен», что означает «жители гор». Наверное, и такое прочтение возможно. Но что сегодня даст кряшенам понимание, что они жители гор, для консолидации народа? Жители гор, долин – какая разница. Как это может объединить народ? А понимание того, что кряшены, это крещеный, посвященный Богу народ, несет совсем другой смысл. Я глубоко верю: если кряшены начнут осознавать, что смысл их бытия в том, что они «Богу посвященный народ», если они воцерковятся и вернутся к Богу, цены им не будет, они вымолят свой народ. Считаю, что только общение с Божественными силами дает силу людям, и дает силу народу. Воцерковление — очень сложный вопрос, потому что мало священников, через которых люди могут прийти к Богу. Поэтому на кряшенах лежит особая миссия. Почему они спят? Потому что в состоянии спячки человеку легче находиться, чем понимать, что ты должен что-то делать. И всё – народа нет, потому что Бог этот народ не видит. От каждого из нас сегодня зависит судьба земли, судьба народа. Святой преподобный Серафим Саровский говорил: «спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи», поэтому спасение каждого человека – это спасение мира. Прекратятся войны и природные катаклизмы, если в сердцах человеческих воцарится любовь. И путь к этому – православная вера. А православный священник должен нести эту любовь и говорить со всеми на языке любви, – подытожила свои мысли Наталья Анатольевна.