(12 июля 2019) Питрау или Петров день — это праздник, в котором переплелись православно-церковные традиции и элементы ранних языческих обрядов кряшен. Первоверховные апостолы Петр и Павел с незапамятных времен пользовались у кряшен особым почитанием, в связи с этим Питрау был широко распространен во многих кряшенских селениях.
Сегодня Питрау по-прежнему является наиболее сильным проявлением этнорелигиозной идентичности кряшенского народа, основанной преимущественно на Православии. В настоящее время Питрау имеет в Татарстане статус республиканского праздника кряшенской культуры и проходит под эгидой Ассамблеи народов Татарстана.
День святых апостолов Петра и Павла считался у кряшен одним из самых важных праздников в году. К нему готовились заранее: соблюдали пост, чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет.
Петров день и предшествовавшая ему ночь были посвящены гулянью. Уже накануне Петрова дня парни и девушки отправлялись на возвышенное место за деревню, чтобы дождаться восхода солнца. Молодые люди всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался ‘караулить солнышко’. Примечательно, что на Питрау солнце на небе играет так же, как и на Троицу и Купалье — сверкает и переливается разными цветами. Этот обычай караулить солнце первоначально был установлен с целью отогнать от села русалок, которые по народным поверьям причиняли вред посевам. Встретив солнышко, молодежь, как правило, еще не расходилась по домам, а продолжала гулять до утра. По всей России на Петров день устраивались качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника.
Во время празднования Петрова дня была заметна очевидная связь с обрядовыми действиями Семика, Троицы, Петровского заговенья, Иванова дня. В глубокой древности это был единый праздник, связанный с летним солнцестоянием. А введение Православной церковью Петровского поста, начинавшегося уже через неделю после Троицы и длившегося вплоть до Петрова дня, разорвало на части некогда единый летний цикл языческих празднеств. У славян Петров день считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.
Согласно поверьям, в Петров день святой Петр ‘оплевал’ листья, поэтому после этого дня уже не ломали ветки на веники. Люди верили, что после Петрова дня начинает холодать, солнце поворачивает к зиме, птицы перестают петь, а трава расти. В Питрау обязательно нужно было окрестить сады, иначе не будет хорошего урожая. Крещение производилось сидром.
На Питрау было принято ходить на кладбище. На могилы предков приносили угощение с нового урожая, собранного на собственном огороде или в лесу, на лугу.
В церковной службе праздника святые апостолы Петр и Павел прославляются как ‘благочестия истинные проповедники’, ‘друзи Христовы’, ‘имущий ключи царствия’. Евангелие утверждает, что Иисус Христос вручил апостолу Петру ключи от Царствия Небесного, чтобы укрепить его в деле духовного покровительства верующим.
Считается вероятным, что святые апостолы Петр и Павел пострадали в один день 29 июня (12 июля) 67 г. в Риме: апостол Петр был распят на кресте головой вниз, а апостолу Павлу распятие было заменено усечением главы мечом, так как он имел римского гражданства.
В России 12 июля считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носит даже название ‘рыболова’. Рыбаки ему молятся, служат молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно 12 июля собирать ‘Петру-рыболову на мирскую свечу’, которая ставится в храме перед его образом.
Существовали и приметы на погоду, потому что с Петрова дня начинался покос. Если на Петров день шел дождь, сено будет жестким, плохим. Но зато урожай по этой примете должен был быть обильным. А если в этот день дождь принимался идти несколько раз — урожай обещал быть особенно хорошим. Об этом дне в народе говорили: Петр и Павел день убавил. День убывает, жара прибывает. Как придет Петр, так и будет тепло. Смотрели на поле хлебное в этот день: если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел их не отнимут. Радовались крестьяне: на Петров день — колос, на Ильин — колоб.
К Петрову дню готовились заранее: пекли пироги с ягодами и грибами, жарили рыбу и птицу, варили уху, запасали водку.
Также в этот день было известно простое старинное гадание: во время игры солнца нужно было успеть заплести венок на ветвях березы. Такой венок плели обычно вместе парень и девушка. А на следующий день смотрели: если венок уцелел, осенью можно засылать сватов — семейная жизнь будет прочной и счастливой. А еще известен древний обряд, связанный с Питрау: в ночь на 12 июля искали волшебную траву — цветущий Петров крест (Lathrae squamaria). Это растение представляет собой небольшие кустики высотой 50 — 60 сантиметров и имеет переплетающиеся между собой корни, похожие на наперстные кресты, отсюда и название. Именно этот корень нужно вырыть в полночь, отряхнуть от земли и закатать в воск от свечей, стоявший под образами, а потом носить на нательном кресте. Говорят, такой Петров крест делает все несчастливые семьи счастливыми и оберегает от нечистой силы.
Многие верили, что речное купание в Петров день очищает от прелюбодейства.
В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих гуляний. После Петрова дня переставали водить хороводы и качаться на качелях. Впереди была пора уборочных работ.
Раньше на Питрау кряшены исполняли специальные календарно-церковные напевы. В советское время, когда православие подверглось гонениям, а сами кряшены были лишены права называться народом, попал под запрет и Питрау. Картину календарных напевов кряшен невозможно представить без огромного песенного периода, длящегося от Семика до Петрова дня — это время весенне-летних хороводов (түгәрәк уен) между севом и уборкой на полях. Календарные пения на Питрау присутствовали практически в каждой деревне. Старинные протяжные хороводные напевы кряшен на самом деле — ритуальные напевы, исполнение которых направлено на будущий урожай, хотя сегодня их магический смысл не осознается исполнителями. Движение хоровода по направлению к полю или к лесу, вождение хороводов возле колосящегося поля являются свидетельством обращения к покровителям полей и урожая.
Сегодня Питрау носит исключительно светский этнокультурный характер, но в то же время стремится сохранить прежнюю привязку к религиозным торжествам и обрядовым элементам.