(2 февраля 2017) В Москве уже много лет существует община православных татар, которые ищут точки соприкосновения с кряшенами Татарстана.
Это христианская община, задачи которой сводятся к миссионерству, и кряшен они видят посредниками в своей миссионерской деятельности среди татар-мусульман. Но для кряшен и кряшенской общественности, ставящей своей целью возрождение, развитие и сохранение своей этнокультуры, их цели и задачи не приемлемы.
Для кряшен не приемлемы их православные атрибуты, когда они вместо принятых в православии икон пропагандируют шамаили с переведенными на татарский язык цитатами из Библии, выполненные в стиле исламской каллиграфии.
Они манипулируют кряшенским вопросом, включая кряшен автоматически в состав «православных татар», игнорируя при этом их возражения. Выступают от имени кряшен без их ведома и согласия, приезжают в республику, распространяют разного рода «литературу», противоречащую кряшенским традициям и их православным понятиям. У так называемых «православных татар», принявших православие в первом поколении, нет своих сложившихся традиций и обычаев, не говоря о каком-то культурном и историческом наследии. И они пытаются использовать культурное богатство кряшен, выдавая его за свое, в корыстных целях и для создания своего имиджа. При этом не учитывают, что слово «кряшен» для кряшен самоназвание, а не религиозная принадлежность. В Татарстане даже сегодня проживает малочисленная группа кряшен-язычников.
Представители общины сотрудничают с Фондом поддержки христианских церквей «Международный фонд христианская солидарность (руководитель Дмитрий Пахомов), с «Ассоциацией православных экспертов» Кирилла Фролова, который больше известен как организатор ряда движений псевдоправославного толка. Руководитель общины Динара Бухарова является членом президиума Региональной татарской национально-культурной автономии Москвы.
В последнее время Московские православные татары сильно активизировались, заявляя о себе через СМИ: интернет портал «Регнум», радио «Азатлык», православный телеканал «Спас», интернет-канал «Анна-ньюс» и т.д. Бурную реакцию у татарской общественности вызвало обращение Динары Бухаровой к Дональду Трампу с просьбой отменить Закон о порабощенных народах, в число которых, якобы, входят и татары, которые сегодня, будучи в составе русской общности, добровольно принимают православие, и не считают себя порабощенными. Татарским националистам показалось, что это обращение от кряшен, так как они не видят различий в понятиях «православный татарин», «крещеный татарин» и «кряшен». На страницах интернета в адрес кряшен посыпались угрозы и шквал ненависти. 27 января, например, на сайте радио «Азатлык» появилась статья Фаузии Байрамовой, где она сказала следующее: “…Когда понадобилось выйти в большой свет, некоторые “кряшены” вспомнили о своем татарском происхождении и стали говорить от имени “православных татар”. Но такие не достойны звания татар! Такого предательства не простят истинные татары, которые пошли на большие жертвы, горели в огне, тонули в ледяной воде ради сохранения своей веры, религии, независимости и свободной нации.
Да, правительство Татарстана дало кряшенам все, что они просили – в деревнях и городах действуют церкви, за государственный счет издается газета, есть своя организация, государственный фольклорный ансамбль. Каждый год, за счет государственных денег, проводятся их праздники. И в администрации есть кряшены, есть и главы районов. Нет, некоторым всего этого оказалось мало, им надо было вмешаться в международные дела, обратиться от имени татар к президенту Америки!…” (перевод наш – ред.)
В ходе обсуждения, кряшены дали пояснения, что никакого отношения к православным татарам Москвы не имеют и не сотрудничают с ними. Хотя те, выставляя фотографии и материалы с кряшенских мероприятий и с кряшенскими активистами на своих страничках и сайтах, имитируют бурное сотрудничество.
Стало ясно, что между ними и татарскими националистами в соцсетях завязалась переписка. На своей страничке в “Фейсбуке” Ленар Мифтахов, например, пишет освоей переписке счеловеком под именем “Владимир Барсов”, следующее:
“Человек под ником Владимир Барсов в ходе личной беседы заявил, что Татарстан ждут политические перемены, в результате которых произойдет смена руководства республики. Причиной является недостаточное «воцерковление» татар и недостаточные репрессии в отношении мусульман. По его словам, достанется и местному руководству ФСБ, которое, видимо, также не проявляет активности с крещением татарского населения.
Данный гражданин проживает в Москве, называет себя православным татарином, и судя по всему, является сотрудником правоохранительных органов…».
Также были интервью Динары Бухаровой на телеканале «Союз», где она говорила о православных татарах и о бедственном положении кряшен в Татарстане.
Очередная провокация ожидала на традиционных ежегодных «Рождественских чтениях» в Москве, которые проходили в этом году 25 января, в программу которой, по инициативе православных татар Москвы, была включена секция«Православные татары (крещёные татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее Православия среди татарского народа».
Духовная миссия кряшен при Татарстанской митрополии, возглавляемая священником, иереем Димитрием Сизовым и Общественная организация «Нагайбаки», возглавляемая краеведом и депутатом Нагайбакского района Челябинской области Александром Тептеевым, отправили письма в адрес организаторов, что они не согласны с проведением такой секции, где кряшен и нагайбаков без их ведома включили в состав московских «православных татар». Затем со стороны Димитрия Сизова было обращение к православным татарам, которое распространилось через интернет издания «ЕАDaily», «Регнум», затем и через сайт газеты «Туганайлар», где он призывал не использовать кряшен в политических играх: «… Верующие кряшены рады принятию татарами православной веры, считая их братьями во Христе, так как «во Христе нет ни эллина, ни иудея». Но кряшены возмущены сознательным, беспринципным… желанием использовать их в увеличении численности православных татар. Если вы желаете, чтобы мы считали вас братьями, будьте сами достойны этого. Уважайте традиции и обычаи кряшен, а также считайтесь с самоназванием народа. Пока же своими действиями, когда вы с определенным умыслом в различных выступлениях, заявлениях и интервью называете кряшен православными татарами, вы только отталкиваете и настраиваете их против себя. В таком случае, между нами не может быть братской любви».
На вышеуказанной секции официальных представителей со стороны кряшенского духовенства и общественных организаций кряшен Татарстана и нагайбаков не было. Присутствующий как частное лицо Аркадий Фокин высказал свое несогласие по отношению включения кряшен в состав московских православных татар, о чем завязался спор. Вопреки состоявшейся дискуссии и без ведома участников секции, было принято обращение к Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о помощи, где указали ряд проблем православных татар, среди которых, наряду с созданием своего православного прихода в Москве, с сохранением родного языка в богослужениях и изданием православной литературы, сохранением своих татарских имен при крещении, обозначили и следующие:
—вопрос о рукоположении татароязычного викарного епископа для всех татарских (кряшенских, нагайбакских)приходов с резиденцией в Москве;
-вопрос о развитии татарского православного искусства, как христианский шамаиль.
В число проблем вошел и пункт следующего содержания:
«Мы обращаемся к Вашему Святейшеству с просьбой поспособствовать и оказать всяческое содействие в возвращении и передаче Русской Православной Церкви исторического здания Казанской центральной крещёно-татарской школы, основанной в 1864 году великими просветителями татар Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым. Данное строение дорого сердцу каждого православного татарина как память о наших духовных предшественниках, мы хотим, чтобы оно было не просто символом и памятью, но продолжило выполнять своё изначальное предназначение, чтобы в его стенах было возобновлено христианское просвещение представителей татароговорящих и тюркоговорящих общностей: кряшен, нагайбаков, чулымцев и других. Возрождённая Казанская центральная крещёно-татарская школа может функционировать в системе православной гимназии с этнокультурным компонентом с интернатом для детей из сельской местности, малообеспеченных детей или детей-сирот».
Выступающим от имени кряшен и в «защиту» кряшен москвичам, видимо, не известно, что это здание, находящееся в Казани по адресу улица Ершова, дом 18, еще в 90-е годы было приватизировано и находится сегодня в частной собственности. Вопрос об этом здании рассматривался еще в 2002 году во время встречи лидеров кряшенского движения с президентом Татарстана М.Ш. Шаймиевым. Взамен находящегося в частной собственности здания президент предложил тогда передать кряшенам другое равноценное. В 2008 году кряшенам было передано двухэтажное здание в историческом центре города по адресу улица Худякова дом 11. Здание бывшей церковно-приходской школы, находящееся рядом с Тихвинским храмом,где богослужение ведется на церковно-кряшенском языке, должно стать Центром культуры кряшен. Таким образом, создастся целый комплекс духовного и этнического возрождения. В будущем Центре культуры, наряду с другими потребностями, предусмотрены и музейные комнаты, и классы для занятий воскресной школы. К сожалению, вопрос о ремонте и реконструкции решался долго и с трудностями. И вот, в 2016 году, решением Кабинета Министров РТ, на ремонт и реконструкцию Центра кряшен были выделены средства, и теперь возобновилась работа по восстановлению объекта.
Также, секция попросила его Святейшество рассмотреть вопрос о возможности и подготовке к канонизации в лике святых особо почитаемых православными татарами лиц, куда, кроме хана Сартака, Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны касимовской ханши и неоднозначной фигуры убитого священника из православных татар Даниила Сысоева, вошли и «великие просветители татар Николай Ильминский и отец Василий Тимофеев».
Да, действительно, просветители кряшен Николай Ильминский и Василий Тимофеев почитаемы, наш народ почитал и уважал их поколениями. Православным татарам, видимо, также неизвестно, что подготовка и сбор документов к канонизации Ильминского кряшенским духовенством и общественностью началась еще в 2000 году. В настоящее время документы находятся на рассмотрении в отделе канонизации РПЦ.
2016 год, при поддержке властей республики, стал для кряшен «годом Тимофеева». По случаю 180-летия просветителя, священника и директора крещено-татарской школы Василия Тимофеева в республике была принята целая программа, которая включала ряд мероприятий, куда вошли фестиваль кряшенской православной культуры «Бермянчек бакчасы» («Вербицы сад»), выставка нагайбакского искусства в Казанском Кремле, научно-практические конференции по наследию Тимофеева, которые прошли не только в городах и районах Татарстана, но и у нагайбаков в Челябинской области.
С Казанской Митрополией и с местными епископами у кряшен всегда было взаимопонимание. Да, есть проблемы по строительству и состоянию православных храмов для кряшен, нехватке священников. Но работа идет. В Казанской духовной семинарии принимают на льготных условиях юношей и девушек из кряшен. Начато строительство новых храмов в Нижнекамске, Чистополе, Набережных Челнах. В Заинске решается вопрос строительства храма в комплексе с образовательным центром.
Таким образом, у кряшен, проживающих на территории нескольких епархий республики, сегодня нет необходимости обращаться в Москву за решением своих вопросов. Казань всегда была центром духовного просвещения разных этнических групп не только Поволжья, но и Урала и Сибири.
Кряшены обеспокоены тем, что инициативы православных татар Москвы, связывающие все свои действия с кряшенами и подающие их как общее решение, могут привести к серьезному конфликту между кряшенами и татарами-мусульманами в республике, проживающими в мире и согласии.